Международная система коллективной безопасности.
НАТО периода 1940-х — 1980-х постоянно готовилась к войне. Но к войне специфической — той, что в случае начала практически гарантированно приведёт к обмену ядерными ударами. Главная задача заключалась в том, чтобы остановить эскалацию на ранней стадии. Такое в целом было возможно благодаря особому характеру отношений, который установился между СССР и США. Ситуация гарантированного взаимного уничтожения накладывала свой отпечаток на глобальное противостояние, которое, в некотором смысле имело упорядоченный характер и предел дозволенного.
В такой парадигме Европе было, с одной стороны, не очень уютно чувствовать себя заложницей отношений двух сверхдержав, а с другой — это снимало с европейских правительств по обе стороны железного занавеса бо́льшую часть ответственности. Они просто следовали в фарватере старших товарищей. Крупные военные кампании с прямым или опосредованным противостоянием ядерных сверхдержав бывали и раньше (Корея, Вьетнам, Афганистан), но они никогда не вспыхивали в центре Европы, то есть в зоне непосредственного базирования Североатлантического альянса. В ходе «холодной войны» риск неизбежного обмена ядерными ударами был очень высок. По этой причине предполагалось, что в будущем настоящих войн в Европе быть уже не может. Югославские конфликты, в которые вмешивалось НАТО, в расчёт не принимались, поскольку их классифицировали как операции по принуждению к определенному поведению фокусных государств.
Процесс расширения НАТО на восток, решение о котором было принято примерно 30 лет назад, также исходило из того, что гарантии по коллективной обороне, согласно статье 5 Вашингтонского договора, востребованы не будут. То есть риски военного противостояния из-за того, что в блок вступают новые государства, не повышаются. Даже после августа 2008 года («Олимпийская война» в Южной Осетии), когда впервые стало понятно, что натовский экспансионистский фактор может послужить катализатором военного ответа России, сомнений в целесообразности расширения не возникло. Прелюдией текущего военного конфликта на Украине стали требования долгосрочных гарантий безопасности, которые российский МИД выдвинул в декабре 2021 года. Суть их, если абстрагироваться от деталей, состояла в обязательстве НАТО остановить дальнейшее расширение. США и альянс ответили решительным отказом, что и привело к военному ответу. В итоге возникло ожесточённое вооружённое противостояние с нефиксированным набором участников. Примечательно, что со стороны НАТО кристаллизуется группа государств, которые склоняются к допустимости физического вовлечения своих вооружённых сил в боевые действия, как минимум поддерживают максимальную милитаризацию всего российско-натовского пограничья — от строительства военных баз до размещения ядерного оружия. От времени «холодной войны» это положение вещей отличается тем, что чётко установленных правил поведения, которые были бы основаны на расстановке сил, сейчас нет. А будущая расстановка сегодня вырисовывается самым традиционным путём — на поле боя.
Несмотря на демонстрацию единства, разночтения внутри НАТО очевидны и существенны — в новой программе Алексея Леонкова «Военная экспертиза», соведущий Юрий Линдре.