Глобализация отменяется, мировая экономика обнуляется: «Америка всё себе вернет!» — Дональд Трамп.
Все против всех: сезон глобальных торговых войн официально открыт. Мировые фондовые рынки переживают спад, сравнимый с обвалом 2008 года. Всего через два дня после объявления Дональдом Трампом глобальной торговой войны фондовый рынок США обрушился, потеряв более $7 трлн, сообщает Bloomberg. Новая администрация Белого дома ввела «заградительные» тарифы против более чем 200 стран мира.
По заявлению Трампа, эта мера должна принести в американский бюджет свыше $600 млрд ежегодно. Ситуация развивается по радикальному сценарию, так как у Америки других вариантов не осталось: $36,6 трлн госдолга, $103 трлн — совокупного по всем заёмщикам США. Штаты, долгие годы скупавшие у остальных стран товары и услуги на астрономические суммы и тем самым питавшие рост их экономик, меняют правила игры. Первопричина происходящего – смещение глобального экономического центра в Азию, в частности в Китай.
Первая попытка вытащить США из долговой ямы Дональдом Трампом была предпринята ещё в 2016 году. Введённые им пошлины против ряда китайских компаний должны были высвободить для американской экономики порядка $2 трлн, однако статистические данные Федерального казначейства показали, что Трамп эту битву проиграл – деньги всё равно утекли в Поднебесную.
Отныне дверь на американский рынок закрыта для всех, при этом Пекин – враг №1. Китайское правительство незамедлительно ввело ответные меры экономического противодействия в отношении американских товаров и услуг. С 10 апреля Китай вводит пошлины в размере 34% на импорт из США.
У Пекина в этой игре есть серьезный козырь. 90% литий-ионных аккумуляторов, необходимых для накопления и хранения энергии, полученной из возобновляемых источников, поступает из Китая. К 2026-му пошлины на эту продукцию поднимутся до 82,4%. Прочие комплектующие и материалы на 90% импортируют из той же КНР, Вьетнама, Южной Кореи и ЕС. Как итог – в США просядет сразу несколько отраслей, включая возобновляемую энергетику и автомобилестроение. Плюс Китай может переключиться на соседние рынки стран АСЕАН, которые насчитывают более 700 миллионов потенциальных потребителей китайской продукции. Ну и ЕС со счетов в Пекине пока никто не снимал – Европу в ближайшее время завалят импортом из Поднебесной.
Однако главный удар США, по сумме объективных показателей, на первом этапе торговой войны придется не на Китай, а на еврозону. Европа, даже при наличии капиталов и технологий, не имеет третьего важнейшего компонента – ресурсов. Российские энергоносители и сырьё отныне недоступны, адекватной замены найти не удалось даже спустя три года. Что до европейских капиталов и технологий, то Вашингтон не первый год реализует проект их активной релокации в США. Политика Барака Обамы, Дональда Трампа (первое президентство) и Джо Байдена была направлена именно на индустриальное выхолащивание Европы. Поэтому энергоёмкие производства последние годы показывали крайне печальные результаты в своих годовых отчётах перед акционерами.
На грани банкротств оказались автоконцерны BMW и VW, высокотехнологичные компании Siemens и BOSH, а теперь ещё и оборонный концерн Reinmetall. И если раньше европолитикум просто выражал озабоченность, то теперь переходит к ответным мерам в отношении США. С 15 апреля ЕС вводит «зеркальные» пошлины, которые могут быть усилены 15 мая. По информации агентства Reuters, на первом этапе под ударом окажутся американские товары на сумму более $28 млрд. Также в ЕС разрабатывается собственная платёжная система вроде российской «МИР», которая должна заменить повсеместно используемые американские Visa и MasterCard. Но Европу уже ничто не спасёт.
Совокупный мировой долг стран Запада на сегодняшний день в пересчёте на доллары США составляет порядка $320 трлн, при этом большая часть долга должна быть возвращена именно в долларах. Грядущий дефицит нацвалюты США у стран-реципиентов, в первую очередь Еврозоны, вызовет финансово-логистический кризис по всем товарно-производственным цепочкам. На первом этапе обвал рынков, затем проблемы финансовой системы национальных экономик, далее – острейший дефицит рефинансирования госдолга. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» – лучшая иллюстрация того, что ждёт ЕС в скором будущем. И по замыслу Трампа, среди этих руин должен возвысится Манхэттен – символ мирового доминирования США.
Что до России, то нас происходящее почти никак не затронет – мы за прошедшие три года жизни под санкциями вполне адаптировались к финансово-экономическим кульбитам. Для дальнейшего индустриального рывка у нас достаточно ресурсов, а торговые войны, развязанные Трампом, открывают для России уникальное окно возможностей для технологического прорыва и возрождения своей научно-инженерной школы, утраченной с развалом СССР. И здесь же не мешало бы помочь Трампу – перекрыть для ЕС все нефтегазовые вентили и поставки полезных ископаемых, некогда обеспечивших экономическое процветание Европы под ядерным зонтиком США.
Война всех против всех: кому ящик Пандоры, кому окно возможностей — в новом выпуске авторской программы Анны Шафран «Стратегия национальной безопасности».
Гость студии — Александр Лосев, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике.