«Методология Власти» с Олегом Яновским (03.06.2025)

Назад в будущее: Зачем США нужен новый Киссинджер? Вашингтон возрождает стратегическую дипломатию.

По окончании Холодной войны лидеры США решили, что им более не нужна стратегическая дипломатия. К началу 90-х уже не осталось великих держав, с которыми требовалось бы конкурировать. С распадом Советского Союза Соединенные Штаты получили преимущество. Вместо того, чтобы пытаться формировать поведение соперников, Вашингтон теперь мог поставить перед собой гораздо более масштабную цель — преобразования их в либеральные общества. В этой необычной обстановке большинство американских чиновников разделились по принципу подхода к дипломатии. Одни считали, что мир движется к глобализированной утопии, и предлагали использовать дипломатию как средство ускорения этого процесса путем создания правил и институтов надгосударственного уровня.

Другие были убеждены, что Соединенные Штаты способны достичь всеобъемлющей безопасности с помощью военно-технических средств, и рассматривали дипломатию как донкихотское или малодушное предприятие, которое обесчестит и ослабит страну. Обе эти точки зрения существовали еще до окончания Холодной войны. Вопреки мнению о своём «легендарном реализме», госсекретарь США Генри Киссинджер на деле являлся идеалистом, поскольку полагал, что работа американских дипломатов в конечном итоге заключается в создании всемирной федерации.

Сегодня Соединенные Штаты неизбежно сталкиваются со многими проблемами, работая над возрождением стратегической дипломатии как инструмента внешней политики. И Америке, основанной на открытой политической системе, меритократическом обществе и динамичной экономике, придется исправлять вынужденные ошибки и омолаживать себя как мировую державу. Дипломатия может содействовать этим усилиям, трансформируя указанные преимущества в стратегические выгоды в ключевых регионах, улучшая позицию США для долгосрочной конкуренции. Однако для того, чтобы стратегическая дипломатия работала эффективно, Соединенные Штаты должны вернуться к основам — к чему и стремится государственный секретарь США Марко Рубио.

Основной компетенцией при обучении сотрудников дипломатической службы должно быть ведение переговоров, чего не наблюдается в настоящее время. Все они должны быть обучены военным и экономическим вопросам, однако и этим аспектом сейчас пренебрегают. Финансирование и приоритеты дипломатии США должны быть тесно согласованы со Стратегией национальной безопасности. И американским дипломатам следует запретить продвигать прогрессивные идеи, которые воодушевляют оппонентов и подрывают друзей — идеи, которые не поддерживают и большинство американцев. Безусловно, такая смена акцентов разочарует тех, кто думает, что главная роль дипломатии — продвигать ценности или создавать правила и структуры выше уровня государства.

Это заблуждение теперь глубоко укоренилось в мышлении США благодаря поколениям лидеров, которые верили, что дипломатия создаст либеральную утопию. Но человечество не движется к апофеозу или «концу истории». Война и конкуренция — это постоянные реальности. Работа дипломатии заключается не в том, чтобы выйти за рамки геополитики, а в том, чтобы добиться в ней успеха. Дипломатия — это не капитуляция и не дверь в нирвану. Это инструмент стратегии, который государства используют, чтобы выжить в условиях давления конкуренции. И при умелом применении данный инструмент может принести выгоды, многократно превышающие затраты.Об этом — в новом выпуске авторской программы Олега Яновского «Методология власти», соведущая Анна Шафран.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
©2025 Politcor.ru WordPress Video Theme by WPEnjoy